Гуманитарный Колледж РГГУ Поступающим в РГГУ Инновационные развивающие программы

Инновационные развивающие учебные программы

1Подготовка к поступлению в РГГУ осуществляется в рамках инновационных развивающих программ. 

Под инновацией в образовании обычно понимают  нововведения, предназначенные для разрешения актуальных проблемных ситуаций с целью обеспечения оптимизации учебного процесса, повышения качества образования, а также организации благоприятных условий усвоения материала. Иначе говоря, инновация - это новое, призванное обеспечить постепенное развитие, усовершенствование системы, переход ее в качественно новое состояние. Инновации  направлены на полное изменение существующей системы. Но они не исчерпываются только отрицанием старого, общепринятого, консервативного, предполагая целенаправленный характер нововведений и их ориентацию на стабильность.

Таким образом, под инновациями мы понимаем существенные изменения в одном или нескольких пунктах:

1. содержании образования,

2. методах преподавания,

3. формах контроля качества обучения.

 

  • Содержание образования обычно рассматривают не только как стандартный набор знаний, умений и навыков, но также как совокупность общественно значимых компетенций и реализации личностных образовательных интересов. При этом изменения должны быть достаточно большими, чтобы серьезно изменить привычный ход учебного процесса.
  • Цель инновационных образовательных программ - создание условий для осознанного выбора образовательной траектории, когда учащийся (абитуриент) сможет соотнести два личностно значимых компонента: «хочу» (сюда относятся интересы, склонности) и «могу» (то есть возможности).

Инновационная деятельность в образовательной сфере сложна и ответственна, потому что связана с высокой значимостью "человеческого фактора". В педагогике, как известно, главное противоречие возникает в области развития личности. Инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности ученика и трансформации традиционной модели отношений "учитель-ученик" в модель "человек-человек", что ставит под сомнение привычное представление о ребенке как сосуде, подлежащем наполнению, или как "совокупности психических процессов", которые предстоит развивать.

Следует также отметить, что нельзя рассматривать инновационный процесс абстрактно, без учета места, где он происходит: то, что прекрасно работает в одном месте, вовсе не будет работать в другом месте, при других условиях. Оценивать всегда следует только конкретные результаты, полученные в конкретном месте. Разумеется, по прошествии некоторого времени инновация перестает осознаваться как таковая, даже если для всех окружающих она продолжает оставаться именно инновацией, а не обычным состоянием учебного процесса в данном учреждении. Педагогический опыт показывает, что в настоящее время наиболее оправданным становится создание инновационно-экспериментальных образовательных площадок на базе образовательных учреждений. Такой экспериментальной базой и стал Гуманитарный колледж Российского государственного гуманитарного университета. Целью инновационной деятельности Гуманитарного колледжа РГГУ является качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность ранее неизвестных практике (или редких) образовательных и воспитательных программ. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - вот основные цели инновационной деятельности. Инновационные технологии предполагают организацию занятий, направленных на увлеченное овладение учащимися изучаемым материалом, развитие у них потребности в познавательной деятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Инновации - это всегда творчество.

Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое – это и есть инновация. Инновации в образовании - это еще и использование новых, повышающих эффективность способов, средств подачи информации, обучения самостоятельному поиску нужной информации, проверке ее адекватности, повышения интереса учащихся к новому материалу, контроля за усвоением информации.

В современной социально-экономический ситуации не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации молодёжи на образование. Развитие новых методов и каналов образования становится настоятельной необходимостью. Повышение качества, доступности, эффективности образования, его непрерывный и инновационный характер, рост социальной мобильности и активности молодёжи, её включённости в различные образовательные среды делают систему образования важным фактором обеспечения национальной безопасности России, роста благосостояния её граждан.