Гуманитарный Колледж РГГУ Наш колледж Интервью с директором Гуманитарного колледжа Гришунькиной М.Г.

Интервью с директором Гуманитарного колледжа РГГУ Мариной Геннадьевной Гришунькиной

Гришунькина М.Г.  Система организации образования Гуманитарного колледжа РГГУ начинает собой вертикаль непрерывности ипреемственности целостного образовательного процесса и чётко согласована с системой высшего профессионального образования РГГУ.

На  вопросы, касающиеся состояния и перспектив развития системы непрерывного профессионального  образования, отвечает директор Гуманитарного колледжа РГГУ Марина Геннадьевна Гришунькина, кандидат исторических наук, доцент кафедры стран постсоветского зарубежья.

- Совершенствование системы образования непосредственно увязывается с понятием новой доктрины непрерывного образования и разработкой на ее основе программы модернизации. В РГГУ постоянно идет интенсивный процесс разработки путей реформирования образования, создания новых образовательных моделей, программ, методологических технологий и комплексов, позволяющих обеспечить образование целостностью, непрерывностью, системностью и эффективностью. Я бы даже сказала, что сегодня развитие системы среднего профессионального образования приобретает особое значение, так как именно оно призвано помочь определиться человеку относительно будущего развития профессиональной специализации, способствующей социальной востребованности всего спектра способностей и знаний каждого человека. К тому же стремительно меняющиеся технологии требуют ранней профессиональной специализации, её мобильности в условиях непрерывной перестройки социальной структуры и постоянно появляющихся новых требований рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Это расширяет возможности социализации старшеклассников, обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, дает возможность более эффективно подготовить выпускников школ к освоению программ ВПО и использовать многообразные формы её реализации, а также предполагает гибкость и учёт индивидуальных потребностей, предлагает разнообразные пути полученияэтого образования, широкий выбор программ обучения и гибкую систему обучения. В условиях формирующейся целостной системы непрерывного образования, развития многоуровневой системы профессионального образования и развития многоступенчатой системы подготовки кадров проблема преемственности различных уровней образования приобретает особую актуальность.

- Когда был создан Гуманитарный колледж РГГУ и каковы его основные задачи?

Гуманитарный колледж был создан в 2006 году Учёным советом РГГУ  и является структурным подразделением университета.

Основной задачей Гуманитарного колледжа является организация учебного процесса по программам среднего профессионального образования, довузовская подготовка в рамкахинновационных развивающих программ и дополнительное профессиональное образование для студентов среднего профессионального и высшего образования. Структура Гуманитарного колледжа позволила создать целостную модельнепрерывного образования в системе преемственности среднего, среднего профессионального и высшего образования, которая предполагает разнообразные пути получения данного образования, широкий выбор программ и гибкую систему обучения.

Целью настоящего образовательного проекта является обеспечение оптимальной преемственности и сопряжённости основных образовательных лицензированных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования, осуществляемого на базе научного потенциала РГГУ.

-  Как же всё начиналось?

Отделением среднего профессионального образования Гуманитарного колледжа активно велась работа по подготовке к лицензированию и аккредитации новых образовательных программ среднего профессионального образования. В результате за РГГУ было закреплено право на осуществление образовательной деятельности по 16 новым для университета образовательным программам среднего  профессионального образования базового и повышенного уровня.

В 2007 / 2008 учебном году на отделении среднего профессионального образованияГуманитарного колледжа был проведен первый набор студентов. Сегодня около трехсот студентов обучается на базе основного общего образования и среднего (полного) образования по следующим специальностям с присвоением квалификации и нормативным сроком   освоения программ по очной и очно-заочной формах, сопряженных с образовательными программами высшего профессионального образования: «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Банковское дело», «Реклама», «Документационное обеспечение управления и архивоведение», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Туризм», «Техника и искусство фотографии», «Дизайн (по отраслям)», и «Право и организация социального обеспечения». Заканчивают обучение студенты специальностей «Правоведение», «Государственное и муниципальное управление» и «Финансы (по отраслям)», зато с 2013-2014 учебного года мы открываем новую специальность «Гостиничный сервис». К открытию в колледже этого направления обучения нас подтолкнули результаты проведенного недавно анализа ситуации в российском туристическом бизнесе. Развитие туристско-гостиничного комплекса Москвы предъявляет все более высокие требования к уровню подготовки кадров для туриндустрии столицы. Существует потребность именно в профессионалах, а, как известно, самые востребованные сотрудники – это те, кто начинал с «азов» и знает дело изнутри.

Важно отметить, что преподаватели колледжа - это в большинстве своём преподаватели РГГУ, из которых 87% имеют учёные степени и звания. Выпускники получат диплом государственного образца и смогут продолжить свое образование  в Российском государственном гуманитарном университете и других высших учебных заведениях. Гуманитарный колледж реализует 11 образовательных программ на базе основного общего образования (база 9 класса), которые включают не только профессиональное образование, но и среднее полное образование в стенах РГГУ.

-  Что такое сопряжённые  программы?

Сопряжённые - это значит взаимосвязанные, скоординированные программы и учебные  планы  родственных специальностей СПО и ВПО, что зафиксировано государственным образовательным стандартом. Сопряжённые программы подготовки специалистов в вузе возможны преимущественно для тех специальностей, по которым виды деятельности и их содержание наиболее близки к видам деятельности соответствующих специальностей СПО, а подготовка к их выполнению на более высоком уровне не требует кардинального пересмотра запаса теоретических сведений.  То есть выпускник СПО фактически рассматривается не только как специалист, но и как недоучившийся выпускник ВПО. Само по себе такое взаимодействие весьма продуктивно, так как позволяет оптимально использовать кадровые, научные, материальные ресурсы ВПО и СПО.

Выпускники Гуманитарного колледжа, обучающиеся по лицензионным программам, имеют возможность продолжить обучение в университете по родственным или одноимённым специальностям, полученным в колледже. Сопряжённость программ  определяется таким факторами, как скоординированность типовых учебных планов и программ СПО, и ВПО, заданных на государственном уровне, а также механизмом выстраивания преемственности образовательных программ СПО и ВПО в каждом конкретном случае.

Наибольший интерес представляют сквозные программы, решающие организационные проблемы образовательного комплекса и объединяющие в одном учебном процессе и материал программ СПО и программы ВПО.

Сопряжёнными являются и программы практики (учебно-ознакомительная, производственная, преддипломная), которые проводятся по договорам университета в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в  музеях Кремля, банках и налоговых инспекциях, туристических фирмах, фотостудии «Пролаб» и т.д.

Связь среднего профессионального и высшего профессионального образований позволит максимально учесть и создать условия для реализации потребности личности в образовании, обеспечить научный рост преподавателей профессиональной школы и отработать механизм целевой подготовки специалистов. 

- Могут ли выпускники колледжа поступить сразу на второй курс университета?

Нет. Выпускники колледжа поступают на первый курс РГГУ на места, финансируемые из средств федерального бюджета или на места с оплатой стоимости обучения на договорной основе. Здесь важно отметить, что в соответствии с новым Законом РФ "Об образовании" (от 29.12.2012 г.) Прием «на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, проводится по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются образовательной организацией высшего образования».

- Как организована подготовка к поступлению на программы среднего профессионального образования в Гуманитарном колледже?

Для успешного обучения в Гуманитарном колледже РГГУ организованы подготовительные курсы и программы. Занятия на курсах помогают слушателям систематизировать знания, накопленные за годы учебы в школе.

С целью максимального удовлетворения потребностей абитуриентов Гуманитарного колледжа с октября по июнь функционируют восьми-, шести, четырех-, двухмесячные курсы. Подготовка на этих курсах ведётся по всем общеобразовательным предметам - истории Отечества, русскому языку, математике, изобразительному искусству и.т.д.

Кроме того, в новом учебном году в помощь нашим абитуриентам в колледже была создана комплексная программа «Ступень к профессии», где абитуриенты знакомятся с основами профессиональных дисциплин, участвуют в тренингах по профориентации, что помогает им сделать правильный выбор будущей профессии.

Важным направлением в работе с абитуриентами является подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку, английскому языку, обществознанию и биологии, математике, истории.

 - Какие ещё образовательные программы, кроме программ среднего профессионального образования, представлены в Гуманитарном колледже?

Для того чтобы абитуриенты подходили сознательно к выбору профессии, в целях более успешной подготовки к поступлению в вузы Гуманитарным колледжем совместно с факультетом Истории искусства и учебным центром «Арт-дизайн», Институтом экономики, управления и права, Институтом информационных наук и технологий безопасности, Институтом лингвистики, Институтом филологии и истории, Институтом массмедиа, Международными учебно-научными центрами РГГУ, а также ФГУ «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»», Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства, Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственным музеем Востока и учебным художественным музеем имени И.В. Цветаева реализуются инновационные развивающие программы и курсы для старшеклассников, поступающих в вузы. Термин «инновация» вошел в обиход еще в 30-е годы ХХ века и означает то, что выходит за рамки традиции и обычая, то есть любую новую идею, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования. Иными словами, «инновации» противопоставлены «традициям», новое - привычному. Так, были разработаны и уже действуют программы «Телевизионная мастерская начинающего журналиста», «Пространство слова: текст, перевод, сцена и экран» по направлениям «История театра и кино», «Перевод. Переводоведение» и «Литературоведение»; «Я в мире - мир во мне. Практическая психология», «Традиционная культура и методы современной презентации», «Прикладная информатика и интеллектуальные системы в гуманитарной среде», «Международные отношения и языковые коммуникации», а также рядспецкурсов, среди которых «Психология», «Обществознание», «Русский язык», «Английский язык», «Общая биология», «Литература», «Математика», «Мастерство эфирного выступления», «Страноведение: культурный аспект Испании (с изучением испанского языка)» и «Страноведение: культурный аспект Италии (с изучением итальянского языка)». С 2007/2008 учебного года функционирует инновационная развивающая программа «Дизайн и фотоискусство», основной задачей которой является подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии дизайнера и фотохудожника.

По окончании курса слушатели инновационных развивающих программ получаютсертификат Гуманитарного колледжа, дающий преимущественное право на зачисление при равенстве конкурсных баллов при поступлении в РГГУ. Стало традицией вручать сертификаты в торжественной обстановке в залах ведущих музеев Москвы.

Гуманитарный колледж активно сотрудничает с общеуниверситетской кафедрой английского языка,  открыты спецкурсы и программы по английскому языку для студентов вуза, а также французскому, испанскому и итальянскому языкам для студентов колледжа, обучающихся по специальностям «Туризм» и «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

В Гуманитарном колледже представлен широкий выбор программ дополнительного профессионального образования, которые вызывают интерес среди студентов РГГУ, а также прочих желающих научиться чему-то новому, приобрести полезные навыки и развить свои творческие способности.Ряд программ составлен совместно с факультетом журналистики Института «Массмедиа» РГГУ, телевизионным каналом «Культура», Академией фотографии. Это программы «Мастерство эфирного выступления», «Инновации в международном туризме», «Рекламная фотографияи дизайн-пректирование», «Радиовещание в системе современных коммуникаций».  По окончании данных программ слушатели получают сертификаты Гуманитарного колледжа.

Гуманитарный колледж предоставляет образовательные услуги второго профессионального образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации по специальностям, лицензированным в РГГУ.

- Здесь будет уместно спросить о творческой фотомастерской, которая была открыта в Гуманитарном колледже в октябре 2006 года.

В Гуманитарном колледже действует образовательный проект «Фотообразование в РГГУ». Сегодня фотоискусство становится одной из ведущих творческих специальностей вообще и в рамках Российского государственного гуманитарного университета в частности. Создатель и руководитель фотомастерской - член Союза художников, кандидат исторических наук Галина Викторовна Волкова. В работе мастерской привлечены практикующие педагоги - мастера высокого класса, ведущие московские фотографы, которые обучают своему искусству в учебной фотостудии, знакомят с современными техническими средствами фотографии и помогают в овладении этими средствами. В течение года проводятся встречи и мастер-классы. С 2008 года в стенах РГГУ регулярно проходят студенческие конкурсы фотографии.  В настоящее время работает новый творческий проект «Первая выставка» - первый и поэтому самый важный шаг в создании нового механизма поддержки творческих дебютов и идей студенческой молодежи. Проект включает, прежде всего, работу по организации и подготовке персональных студенческих выставок, а также реализацию любых творческих проектов с демонстрацией творческих результатов. Принципиально важно, что проект представляет творчество нового поколения творческой молодежи, готового прийти на смену уходящему поколению, не разрушая накопленный профессиональный опыт, а сохраняя и преумножая его в соответствии с запросами времени. Все это прекрасная возможность для творческого роста наших студентов, обучающихся по специальностям «Техника и искусство фотографии», «Дизайн (по отраслям)» и всех интересующихся этим искусством.

- Осуществляется ли  в Гуманитарном колледже работа по поддержке одарённых студентов, ведётся ли воспитательная работа?

Здесь стоит сказать, что с целью выявления и поддержки одаренных студентов у нас в течение года проводятся конкурсы научных и творческих работ (литературных и исторических рефератов, рисунка, живописи, поэзии и прозы, презентаций), научные конференции, семинары. Внеурочная и воспитательная работа Гуманитарного колледжа определяется целями, задачами и направлениями Управления по работе со студентами РГГУ и реализовывается созданным Студенческим советом Гуманитарного колледжа. Радуют инициативы наших студентов, например, организация футбольной команды колледжа или создание студенческой команды КВН.

Студенты ежегодно выезжают на экскурсии в древние города России. Главной целью поездок являются выездные научно-исследовательские семинары, посвященные изучению культурного наследия Древней Руси. Подобные мероприятия можно с уверенностью назвать традиционными, так как этот проект интересен как для студентов, так и для преподавателей, так как совмещает в себе экскурсионную, исследовательскую и культурно-познавательную программы. В колледже действует Студенческий Совет – важнейшая, по нашему мнению, из форм самоуправления колледжа, созданная в целях обеспечения прав студентов на участие в управлении образовательным процессом, решения важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развития ее социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив.

Для того чтобы повысить интерес к выбранной профессии, мотивировать  студентов  к углубленному изучению дисциплин, развивать их  творческие  способности, в колледже введены Профессионально-предметные недели, которые включат в себя открытые лекции и семинары преподавателей, смотры знаний студентов, внеклассные мероприятия  - конкурсы, викторины, турниры, живые газеты, устные журналы, театрализованные представления, экскурсии и т.д. Вообще главная гордость Гуманитарного колледжа – его студенты. В колледже действуют студенческие клубы - Литературный клуб "ПРОСТО@ТВОРЧЕСТВО", Киноклуб «Клуб 24. У Серёжи», Творческие мастерские, Студия современного танца, Клуб Веселых и Находчивых…

И конечно, большое место в работе колледжа занимает   профориентационная  работа: встречи со школьниками,  выпускниками колледжа и университета, работодателями, родителями.  Большинство подобных мероприятий происходит в рамках профориентационной программы «Vivat Academia, Vivant professores!», с целями и задачами которой вы можете подробно познакомиться на нашем сайте.

Гуманитарный колледж  - активный участник международных образовательных проектов и программ, направленных на повышение языкового и профессионального уровней студентов. Так что можно с уверенностью сказать, что за короткий срок в Гуманитарном колледже удалось сформировать уникальную  инновационную образовательную среду.

-Какие планы и задачи стоят перед коллективом Гуманитарного Колледжа РГГУ в новом  учебном году?

Во-первых, процесс формирования системынепрерывного профессионального образования завершен. Как уже говорилось, он является одним из спосо­бов поддержания целостности системы образования, повышения его качества, обеспечении социальной поддержки студентов и преподавателей и  гарантом стабильности социально-экономического развития страны. Разработка учебных планов и программ сопряженных специально­стей высшего и среднего профессионального образования позволит подготовить стандарты непрерывного образования с учетом социально-экономического заказа.

Во-вторых, мы понимаем, что в условиях многообразия типов образовательных учреж­дений, моделей и форм организации учебного процесса актуализируется задача удержания образовательного за­ведения в едином образовательном пространстве для придания процессу обучения непрерывности и целостности с сохране­нием вариативности форм организации непрерывного образова­ния.

Девиз Гуманитарного колледжа лучше всего отражает наш подход к образовательному процессу - «Целостность, непрерывность, системность и эффективность». Колледж развивается, непрерывно ведётся работа по созданию новых образовательных программ и проектов, чтобы сделать учёбу в колледже более интересной, разносторонней и привлечь как можно больше молодых людей для развития их творческих способностей, социальных и профессиональных навыков. Системные преобразования такого рода предполагают формирование гуманитарно-личностной модели профессиональной подготовки, ориентируемой обучаемого на личностный, профессиональный рост, инновационные формы и методы обучения, продолжения образования в течение всей жизни.  

Сегодня Гуманитарный колледж РГГУ - одно из ведущих образовательных учреждений в Москве и России по подготовке специалистов в области документационного обеспечения управление и архивоведения, дизайна, экономики, рекламы, туризма, фотографии и права. Здесь создана исключительная воспитывающая среда, основанная на принципах добра, творчества и профессионализма. Именно здесь закладывается фундамент профессиональной карьеры наших выпускников.

Нам, несомненно, будет, что рассказать нашим абитуриентам, слушателям и их родителям, и я надеюсь, что такие интервью станут регулярными своеобразными отчётами о проделанной работе и - одновременно - рассказом о перспективах на будущее.

Прекрасная возможность познакомиться с колледжем - посещение Дней открытых дверей, которые традиционно проходят в течение всего учебного года и на которых мы вас всех ждём!

Интервью с директором Гуманитарного колледжа РГГУ Гришунькиной Мариной Геннадьевной, подготовленное программой «Лица университета». Тема программы – «Непрерывное образование».

Свои вопросы вы можете задать по телефону 8 (499) 250-65-35 или отправить на электронный адрес:gumcollege@rggu.ru