ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и культура речи»

 1.1. Область применения программы:

Рабочая программа данной учебной дисциплины является вариативной частью основных профессиональных образовательных программ образовательного учреждения по специаль­ностям среднего профессионального образования 072501 Дизайн (по отраслям) (базовая подготовка среднего профессионального образования), 080110 Банковское дело (базовая подготовка среднего профессионального образования), 100401 Туризм (базовая подготовка среднего профессионального образования), 030912 Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка среднего профессионального образования), 100118 Техника и искусство фотографии (базовая подготовка среднего профессионального образования), 031601 Реклама (базовая подготовка среднего профессионального образования), 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение (базовая подготовка среднего профессионального образования).

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образо­вательной программы -

Дисциплина «Русский язык и культура речи» вводится в общий гуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы.

1.2. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

 

Задачи дисциплины состоят в формировании у студентов основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества – для успешной коммуникации в самых различных сферах – бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной:

- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

- участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.

Этими навыками носитель современного русского языка должен свободно владеть и в устной, и в письменной форме. Они охватывают не только собственно принципы построения монологического и диалогического текста, но и правила, относящиеся ко всем языковым уровням, - фонетическому (орфоэпия, орфография), лексическому (сочетаемость слов, выбор синонимов и др.), грамматическому (словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация). Знание того или иного элемента системы языка включает его правильное употребление (выбор и комбинацию с другими элементами) при продуцировании речи и интерпретацию – при понимании речи.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 

  • строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
  • анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесооб­разности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
  • пользоваться словарями русского языка;
  • владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;
  • владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова;
  • находить и исправлять в тексте лексические ошибки, ошибки в употреблении фра­зеологизмов;
  • определять функционально-стилевую принадлежность слова; определять слова, от­носимые к авторским новообразованиям;
  • пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;
  • использовать словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях;
  • употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;
  • выявлять грамматические ошибки в тексте;
  • различать предложения простые и сложные, обособляемые обороты, прямую речь и слова автора, цитаты;
  • пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей;
  • редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
  • пользоваться правилами правописания;
  • различать тексты по их принадлежности к стилям;
  • продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально-делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подго­товки студентов.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 

•  понятия языка и речи, различия между языком и речью, функции языка, понятие о литературном языке, формы литературного языка, их отличительные особенности, признаки литературного языка и типы речевой нормы;

•  понятие культуры речи, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учет коммуникативного компонента), качества, характеризующие речь;

•  основные словари русского языка;

•  фонетические единицы языка и фонетические средства языковой выразительности, особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;

•  лексические и фразеологические единицы языка, лексические и фразеологические нормы, изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии, лексические и фразеологические ошибки;

•  способы словообразования, стилистические возможности словообразования; словообразовательные ошибки;

•  самостоятельные и служебные части речи, нормативное употребление форм слова, стилистику частей речи: ошибки в формообразовании и употреблении частей речи;

•  синтаксический строй предложений, выразительные возможности русского синтаксиса;

•  правила правописания и пунктуации, принципы русской орфографии и пунктуации, понимать смысл различительную роль орфографии и знаков препинания;

•  функционально-смысловые типы речи, функциональные стили литературного языка, сферу их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.

 

В результате освоения дисциплины студент должен овладеть общими компетенциями:

Общекультурные: (ОК)

ОК 1.  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.  Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.  Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.  Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.  Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.0

ОК 6.  Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.  Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8.  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.  Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

ОК 11. Знать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 84 часа, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки - 56 часов;
  • самостоятельной работы - 28 часов.

 

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

 

 

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе: практические занятия

30

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:

  • подготовка лингвистических творческих работ
  • выполнение упражнений в рабочей тетради
  • составление алгоритмов лингвистических действий, карточек-схем, опорных схем, таблиц
  • работа со словарями и справочной литературой
  • выполнение заданий в тестовой форме
  • составление ответов на контрольные вопросы

 

  • 10
  • 10
  • 3
  •  1
  • 2,5
  • 1,5

Итоговая аттестация в форме экзамена в 4-м семестре