18.04.2022

Открытая лекция Е.Н. Пятшевой «Туристические налоги: идут ли они на пользу туризму?»

3 12 апреля 2022 г. в рамках Предметно-профессиональной недели Туризма для студентов второго курса прошла открытая лекция на тему «Туристические налоги: идут ли они на пользу туризму?» Старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» экономического факультета РГГУ Елена Николаевна Пятшева рассказала об особенностях уплаты таких налогов в разных странах мира, в том числе и в России.

Туристические налоги – это сборы, которые обычно взимаются косвенно через поставщиков жилья или туристические компании и, как правило, нацелены на туристов, которые остаются в городе на ночлег. Налоги на туристов, или туристические сборы, часто рассматриваются как наиболее действенное решение проблемы с избыточным туризмом, но в последние два года, вследствие пандемии, говорить об избыточном туризме, безусловно, было не актуально, но при этом туристический налог не был отменен ни в одной стране.

Государство с помощью туристического налога или курортного сбора регулирует туристский сектор непосредственно через Министерство по туризму или национальные туристские организации (НТО), а также косвенно с помощью правовых рычагов, поддержки своей инфраструктуры и международной политики. Тем самым государство влияет на туризм двумя путями: управляя спросом и доходами или управляя предложением и ценами.

2

Одним из ключевых методов воздействия государства на туризм является налогообложение туристов с тем, чтобы перераспределить издержки от туризма, которые приходятся на местное население, обеспечивающее комфортные условия и достойное обслуживание гостей, а также чтобы увеличить доходную часть бюджета. Это налоги, взимаемые с туристов в гостиницах при размещении, в аэропортах при покупке билетов, где государство может забрать около половины выручки, и т.д. Однако введение налогов не всегда может быть благоприятным для государства, потому что сбор налогов, в свою очередь, может снизить спрос на туристские услуги, а следовательно, и доходы. Например, налог на проживание заставляет владельцев гостиниц поднимать цены на обслуживание, что может привести к снижению спроса на гостиничные услуги и тем самым может снизить доходы тех же гостиниц.

Еще одна существенная проблема налога на туризм - обеспечение прозрачности его использования. Знает ли турист, почему он платит дополнительную «копейку»? Для того чтобы поддерживать историческое место соответствующим образом? Или чтобы местные и иностранные посетители могли и дальше им пользоваться? Безусловно, каждый должен знать, что налоги расходуются на цели управления туризмом.

4

Итак, необходимо помнить, что доходность любого вида деятельности в туризме зависит от отношений, возникающих между туристской организацией и государством в процессе уплаты налогов. И каждый предприниматель должен представлять, каким образом складываются данные отношения.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц