27.11.2018

Открытая лекция Ю.Л. Троицкого на тему «Интеллектуальная игра: урок понимания»

1  

21 ноября в Гуманитарном колледже РГГУ состоялась открытая лекция кандидата исторических наук, профессора кафедры теории и истории гуманитарного знания историко-филологического факультета РГГУ Юрия Львовича Троицкого на тему «Интеллектуальная игра: урок понимания»Это уже не первая открытая лекция Юрия Львовича, прочитанная им в Гуманитарном колледже. Новое поколение наших студентов получило возможность открыть для себя новые грани таланта известных поэтов, научиться видеть в малом – великое, а в очевидном – тайное.  На лекции прозвучало стихотворение Булата Окуджавы «Вобла»:

 Холод войны немилосерд и точен.

Ей равнодушия не занимать.

…Пятеро голодных сыновей и дочек
и одна отчаянная мать.

И каждый из нас глядел в оба,
как по синей клеенке стола
случайная одинокая вобла
к земле обетованной плыла,
как мама руками теплыми
за голову воблу брала,
к телу гордому ее прикасалась,
раздевала ее догола…


Ах, какой красавицей вобла казалась!
Ах, какою крошечной вобла была!
Она клала на плаху буйную голову,
и летели из-под руки
навстречу нашему голоду
чешуи пахучие медяки.


А когда-то кружек звон, как звон наковален,
как колоколов перелив…
Знатоки ее по пивным смаковали,
королевою снеди пивной нарекли.

…Пятеро голодных сыновей и дочек.
Удар ножа горяч как огонь.
Вобла ложилась кусочек в кусочек —
по сухому кусочку в сухую ладонь.
Нас покачивало военным ветром,
и, наверное, потому
плыла по клеенке счастливая жертва
навстречу спасению моему.

 Лекция Ю.Л. Троицкого как обычно вызвала неподдельный интерес нового поколения студентов Гуманитарного колледжа. Юрий Львович продемонстрировал ребятам, как тонко литература чувствует исторические события, как чутко на них реагирует…  Студенты смогли увидеть, как в маленькой поэтической истории вдруг появились вневременные символы, как в стихе, словно в зеркале, отразились другие эпохи, люди, мифы… Юрий Львович объяснил, что внимательное, вдумчивое чтение не заменимо ничем, никакими художественными впечатления­ми – ни фильмом, ни иллюстрацией, ни чужими рассказами... Именно внимательное чтение - основная форма художественной коммуникации, особая форма сотворчества, когда читатель становится  соавтором, дополняя прочитанное собственными картинами и мыслями.

3

 При анализе художественного текста необходимо также опираться на многовеко­вые литературные традиции, на связь чтения с национальным характером культуры, на выразительность литературных средств, выбранных автором, на обращенно­сть литературных образов к фантазии читателя. Как всегда, Юрий Львович завершил лекцию призывом учиться читать внимательно, иногда между строк, так как часто бывает важно не только то, что напечатано, а то, о чем предпочли умолчать. Главными в распознавании подтекста не всегда остаются слова. Главным здесь будет понимание сочетания эмоционального содержания и подтекста.

4



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц