19.02.2018

Открытая лекция Елизаветы Зверковой на тему «Кто имеет выгоду от фотографии?»

1 В рамках Предметно-профессиональной недели творческих специальностей в Гуманитарном колледже состоялась открытая лекция Елизаветы Зверковой на тему «Кто имеет выгоду от фотографии?» Елизавета Зверкова – выпускница нашего колледжа - в настоящее время является студенткой факультета антропологии РГГУ, но по-прежнему продолжает заниматься фотографией. Великий французский фотограф, мастер реалистичной фотографии XX века, фотохудожник, отец фоторепортажа и фотожурналистики, представитель документальной фотографии Анри Картье-Брессон как-то заметил: «Все фотографы делятся на две категории - одни придумывают ситуацию, другие наблюдают жизнь». По-видимому, Елизавета относится ко второй категории, так как ей интересна не только фотография как таковая, но и "околофотографическая" философия. В этот раз Елизавета коснулась очень непростой проблемы: можно ли  фотографировать чужое горе, последствия катастроф, поля военных сражений, последствия стихийных бедствий? Насколько это этично, нравственно? Допустимо ли публиковать личные фотографии жертв катастроф, продавать их изданиям СМИ?

2

Совсем недавно мир был шокирован фотографией трехлетнего сирийского мальчика, чье тело было обнаружено на пляже турецкого курортного города Бодрум. Фотография попала на передовицы известнейших европейских изданий. "Фотографии предоставляют еще больше доказательств об опасностях, с которыми могут столкнуться во время путешествий через международные границы сотни тысяч людей, которые бегут от конфликта или в поисках лучшей жизни в Европе", - писали газеты. С одной стороны, смерть мальчика, утонувшего вместе со своей матерью и пятилетним братом заставила мировую общественность обратить более пристальное внимание на проблему беженцев: после того как появились душераздирающие фотографии выброшенного на берег тела ребёнка, сотни людей опубликовали в сети свои работы в память о погибшем малыше, а в ЕС занялись разработкой правил по распределению мигрантов. С другой стороны, каковы были истинные мотивы фотографа? Может быть, дело лишь в гонораре, попытке спровоцировать скандал? Кому нужен был  этот снимок, взбудораживший общество?

3

Елизавета рассказала, что самой большой моральной дилеммой во время подобных съемок становится вопрос: "Снимать или не снимать?" "Я надеюсь, что вам никогда не придется фотографировать трагедию, бедствие или гибель людей, - отметила Елизавета, - но если это случится, не забудьте, что люди вокруг вас страдают, что вы не турист. Если вас просят не фотографировать кого-то или что-то, уважайте эту просьбу. Это, возможно, не самая строгая традиция в мире репортажной фотографии, но нельзя усиливать страдания другого". Конечно, "жареные", а тем более шокирующие новости и иллюстрирующие их фотографии всегда востребованы, и "финансово" в том числе. Дело не только в политике, но и в своеобразной "экзотике" сюжетов. Всякая катастрофа — это мощное средство воздействия на публику, а средства массовой информации с готовностью склонны манипулировать общественным мнением. Речь идет о том, чтобы возбудить эмоции у публики и тем самым быстрее распространить информацию. Это вполне продуманная, не имеющая к этике никакого отношения привычная для современных СМИ схема. Когда происходит катастрофа и погибли (или погибают) люди, кто-то обязательно попытается превратить это событие в деньги и завоевать внимание людей - всем нужны фотографии плачущих родственников или людей на кладбище; просыпаются низменные инстинкты посмотреть на чужое горе.

4

В завершение лекции Елизавета сказала, что с точки зрения этики для фотографа не существует единого правила освещения катастроф, потому что не существует принципов, которые бы позволяли адекватно и безболезненно описывать чужие страдания. Вопрос этики базируется на двух других: во-первых, зачем ты там (если только это не криминальная съемка)? Причем ответ должен быть честным и осознанным. А во-вторых, причиняешь ли ты своим присутствием вред? Если да, то, наверное, этого делать не стоит. Есть такое выражение: «Фотография — это маленькая смерть». Щелчком камеры фотограф словно убивает мгновение и в то же время делает его вечно живым. Замкнутый круг. Любая фотография предполагает эмоциональную и моральную реакции зрителя. Многие современные люди, увы, перестали воспринимать смерть как нечто ужасное. Чтобы понять это, им нужно посмотреть на фотографии счастливых людей до того, как они погибли, или на плачущих родственников. Фотография - это повод не только рассмотреть и обсудить случившееся, но и выразить горе, страх, удрученность и другие чувства и эмоции, передавая их сотням, а иногда и тысячам людей.

 



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц