28.11.2013

Открытая лекция Ю.Л. Троицкого на тему «Интеллектуальная игра: урок понимания»

225 ноября в Гуманитарном колледже РГГУ состоялась открытая лекция кандидата исторических наук, профессора кафедры теории и истории гуманитарного знания историко-филологического факультета РГГУ Юрия Львовича Троицкого на тему «Интеллектуальная игра: урок понимания». Это третья открытая лекция Юрия Львовича, прочитанная им в Гуманитарном колледже. Новое поколение первокурсников получило возможность открыть для себя новые грани таланта известных поэтов, научиться видеть в малом – великое, а в очевидном – тайное.

4 На лекции опять звучало стихотворение Булата Окуджавы «Вобла»:

Холод войны немилосерд и точен. 

Ей равнодушия не занимать.

...Пятеро голодных сыновей и дочек 

и одна отчаянная мать.

 

…пятеро голодных сыновей и дочек.

Удар ножа горяч как огонь.

Вобла ложилась кусочек в кусочек –

по сухому кусочку в сухую ладонь…

1 Лекция Ю.Л. Троицкого как обычно вызвала неподдельный интерес нового поколения студентов Гуманитарного колледжа. Юрий Львович продемонстрировал ребятам, как тонко литература чувствует исторические события, как чутко на них реагирует…  Студенты смогли увидеть, как в маленькой поэтической истории вдруг появились вневременные символы, как в стихе, словно в зеркале, отразились другие эпохи, люди, мифы… Юрий Львович объяснил, что внимательное, вдумчивое чтение не заменимо ничем, никакими художественными впечатления­ми – ни фильмом, ни иллюстрацией, ни чужими рассказами... Именно внимательное чтение - основная форма художественной коммуникации, особая форма сотворчества, когда читатель становится  соавтором, дополняя прочитанное собственными картинами и мыслями.

3 При анализе художественного текста необходимо также опираться на многовеко­вые литературные традиции, на связь чтения с национальным характером культуры, на выразительность литературных средств, выбранных автором, на обращенно­сть литературных образов к фантазии читателя. Как всегда, Юрий Львович завершил лекцию призывом учиться читать внимательно, иногда между строк, так как часто бывает важно не только то, что напечатано, а то, о чем предпочли умолчать. Главными в распознавании подтекста не всегда остаются слова. Главным здесь будет понимание сочетания эмоционального содержания и подтекста.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц