31.10.2011

Открытая лекция Ю.Л. Троицкого на тему "Когда раскапывали Помпеи: как работают историки"

1 27 октября 2011 года в Гуманитарном колледже РГГУ состоялась открытая лекция кандидата исторических наук, профессора кафедры теории и истории гуманитарного знания историко-филологического факультета РГГУ Юрия Львовича Троицкого на тему "Когда раскапывали Помпеи: как работают историки". Этим выступлением завершилась Неделя исторических знаний, которая проходила в Гуманитарном колледже с 07 по 27 октября в рамках Предметно-профессиональной недели.              

4  Лекция началась с анализа стихотворения Леонида Мартынова, художественно проиллюстрировавшего работу историков:

Когда раскапывали Помпею,
Был обнаружен в пепле ряд пустот,
И затруднялись люди, не умея
Какой-то метод, этот или тот,
Тут применить, чтоб разгадать загадку.
Но всё же догадались наконец,
С раствором гипса приготовить кадку,
Лить в дырку гипс, как в формочку свинец...

                                                                   3

«Задача историка, - рассказывал Ю.Л.Троицкий, – создать текст-описание события прошлого. Историки изучают прошлое - то прошлое, которое зафиксировано в исторических источниках. Осваивая их, изучая их, мы и получаем новое знание, которое заставляет нас по-новому интерпретировать известные события. Но существует целый комплекс процедур, которые историк должен претворить в жизнь, чтобы извлечь информацию из исторического источника и убедиться в ее достоверности. Между историком, его опытом, мировоззрением и опытом и человеком другой эпохи имеется, казалось бы, непреодолимая  преграда».

                                                                   2

Юрий Львович предложил схему, позволяющую наглядно представить этапы познания прошлого:

                                               ПРОШЛОЕ – ИСТОЧНИКИ – ФАКТЫ - ТЕКСТ

Любой ученый-историк должен стремиться к познанию истины. Но источники ограничены и, конечно, не отражают всего, что хотелось бы узнать исследователям. Историки занимаются реконструкцией того, как было на самом деле. А дальше начинается интерпретация, которая может быть более или менее точной. Но важно, чтобы она не выходила за рамки той информации, которая была заключена в источнике.

5 В завершение лектор рассказал о связи исторической науки и литературы. В произведениях художественной литературы мы находим информацию, как правило, отсутствующую в учебных пособиях, а именно: обстановку и колорит эпохи, характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. История изучает не только какие-либо знаковые – великие - события прошлого. В последнее время возник невероятный интерес к так называемой истории повседневности – то есть к историям семей, частной жизни, отдельных людей и т.п.

Лекция Ю.Л. Троицкого вызвала неподдельный интерес студентов Гуманитарного колледжа.



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц