01.04.2011

Гуманитарный колледж впервые принял участие в ежегодном научном форуме "Гуманитарные чтения - 2011"

4 31 марта в Гуманитарном колледже РГГУ в рамках научного форума «Гуманитарные чтения – 2011» состоялся круглый стол на тему «К вопросу о роли и значимости поэзии в жизни современного общества». Этот круглый стол был подготовлен серией мероприятий, посвященных актуальным вопросам современной литературы. Среди них - встречи с известными поэтами и писателями, обсуждения творчества молодых авторов и анализ их произведений, тематические лекции, выставки и т.п.

Организаторы данных мероприятий, конечно, понимали, что касаться вопроса «что сегодня происходит с поэзией?» следует весьма осторожно: одни утверждают, что поэзия в наше время переживает бурный расцвет, исходя из того, что количество людей, считающих себя поэтами, и число поэтических клубов и сообществ увеличивается из года в год. Другие говорят, что времена, когда «поэт в России был больше, чем поэт», закончились и что «поэзия умерла».

 Из произведений Гаспарова и Аверинцева

Александр Сергеевич Пушкин узнал, что жил в Золотом веке

Среди умных и благородных людей,

В барской роскоши, в плену великих идей.

Потом был век пожиже — Серебряный.

Потом прозвенел Медный,

И наступило, вслед за безвременьем,

Безликое время мобильных телефонов, Интернета,

Недорогих кафе, доступных образованных девушек,

Иллюстрированных журналов, трансатлантических перелётов –

Ужас, ужас, говорит Пушкин, какой ужас!

 - с этих строк началось заседание круглого стола, на которое были приглашены Виталий Пуханов, поэт, лауреат учрежденной под эгидой Литинститута премии имени Мандельштама, а с 2003 года - ответственный секретарь независимой литературной премии «Дебют», и Лев Оборин – молодой поэт, принадлежащий к немногим представителям своего поколения, пробующим себя в разных амплуа: он не только сочиняет стихи, но и переводит с английского и польского, выступает с критическими статьями, ведет литературные вечера. Очень важно, что в разговоре о поэзии приняли участие люди, для которых стихи давно неотделимы от жизни.

                     3   8   5   2   1

Разговор начался с обсуждения современных проблем языка и речи. Поэзия, как и вообще искусство, является зеркальным отражением внутреннего состояния, мировоззрения общества. Виталий Пуханов говорил о том, что в наше время мир привык к мысли, что современной поэзии нет, что поэты сейчас не играют такой роли в обществе, как раньше. Молодых поэтов принято ругать за обилие банальностей, за отсутствие «чувства слова»… Поэзия предполагает некую внутреннюю сосредоточенность, философскую настроенность. А к ней готовы не все. Поэтому нельзя заставить всех полюбить поэзию. Она дана не каждому, и не каждый может ее оценить. «Может быть, тогда совсем не писать?» - был задан вопрос из зала. Ответ был категоричен: «Обязательно писать! Как еще иначе можно научиться говорить о вещах, о которых ничего не написано в учебниках? О вещах, столь для нас значимых? Только через поэзию. Граница между поэтом и графоманом подвижна, каждый может ее легко перейти. Человек может писать очень плохо, а потом начать писать хорошо. Но и это не самое главное. Когда вы пишите, вы создаете новую реальность: общаясь с чистым листом, «общаетесь со словом». И в графоманстве есть положительный момент – это способ разобраться с собой, с миром, в себе…»

6  Вопросы, вынесенные на обсуждение, не оставили равнодушными молодую аудиторию: что можно сделать, чтобы повысить роль и значимость поэзии в жизни современного общества? Надо ли что-нибудь для этого делать? В чем, на Ваш взгляд,  карьера поэта? Где грань между литературой и «нелитературой»? Что для вас - поэзия? Легко ли живется Поэтам? Как рождается вдохновение? Виталий Пуханов и Лев Оборин долго отвечали на многочисленные вопросы студентов, читали свои старые и новые стихотворения. В завершение заседания все участники круглого стола получили в подарок книги лауреатов премии «Дебют».

Поэтические кумиры обычно понятны тем, кто говорит с ними на одном языке, так же думает и чувствует. Можно быть уверенным, что в начале XXI века читательское сознание открыто для поэтического слова.

Днем раньше, 30 марта, в Гуманитарном колледже РГГУ состоялось заседание круглого стола «Функциональный анализ профессиональной деятельности в сфере гуманитарного знания как основа разработки и введения в действие образовательных стандартов нового поколения (ФГОС) по укрупненной группе специальностей среднего профессионального образования 030000 «Гуманитарные науки» (специальность 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»). В ходе заседания круглого стола обсуждались вопросы, связанные с введением в действие и разработкой методического обеспечения нового образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» укрупненной группы специальностей 030000 «Гуманитарные науки». Для участия в дискуссии были приглашены разработчики ФГОС по специальности среднего профессионального образования 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»: зам. руководителя центра профессионального образования ФГУ «ФИРО» Минобрнауки РФ, к. и. н. Дудырев Ф. Ф., зам. директора по новым образовательным технологиям Историко-архивного института РГГУ, доцент кафедры архивоведения РГГУ, к. и. н. Алексеева Е. В. В мероприятии приняли участие сотрудники колледжа, принимавшие участие в разработке ФГОС по данной специальности, представители учебных заведений, реализующих данную программу.

Со вступительным словом на открытии заседания выступила руководитель секции начального и среднего профессионального образования УМО РФ в области историко-архивоведения, директор Гуманитарного колледжа РГГУ, к.и.н. Гришунькина М.Г. Она отметила, что на данном этапе развития российского общества среднее профессиональное образование приобретает все большее значение, а переход на новые образовательные стандарты требует серьезного переосмысления содержания профессионального обучения и глубокого функционального анализа профессиональной деятельности в целом.

В своем выступлении Дудырев Ф.Ф. осветил вопросы, касающиеся общих требований и структуры ФГОС по данной специальности, терминологического поля образовательных стандартов нового поколения, требований к условиям реализации, результатам освоения и оцениванию качества, коснулся проблемы обновления основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности. Участники круглого стола обсудили основные принципы формирования, структуру, условия и алгоритм разработки примерных ОПОП по специальности. Одним из разработчиков ФГОС – Алексеевой Е.В. были представлены присутствующим нормативно-методические документы обеспечения ФГОС: макеты примерной программы профессионального модуля по специальности, примерной программы учебной дисциплины, требования к базисному учебному плану (БУП).

В ходе заседания участники и гости мероприятия обменялись мнениями по проблемам, связанным с особенностями разработки и структурой ОПОП по специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение», авторским правом и его реализацией, процедурой проведения экспертных оценок (технической и содержательной) ОПОП.

Фото Анны Чубковой



Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц